Как работает пульт?

  Так  как  же  всё  таки  работает  электронный  пульт ? 


Начнем  с  самого  главного.  Сердцем  пульта  является  транзистор.  Именно  с  помощью  этого  полупроводникового  прибора  происходит  управление  оборотами  двигателя  модели.  Это,  как  правило,  довольно  мощный  прибор,  поскольку  современные   двигатели  трассовых  моделей  потребляют  до  50  Ампер.  Устанавливается  он  на  алюминиевый  радиатор,  снабженный  вентилятором,  назовем  его  «кулер».  Так  как  падение  напряжения  на  транзисторе  составляет  порядка  50%,  то  нагрев  этого  прибора  может  быть  значительным. 


     Сам  по  себе  транзистор  работать  не  будет,  им  нужно  управлять.  Тут  мы  должны  рассмотреть  работу  этого  прибора  и если  заняться  этим  серьёзно  и  обстоятельно,  то  потребуется  не  один  лист  текста  и,  не  один  час  лекций.  Дело  в  том,  что  вся  физика  процессов  протекающих  в  транзисторе,  довольно  сложна  и  требует  разъяснений.  Мы  же  поступим  с  Вами  проще – давайте  рассмотрим  работу  этого  прибора  на  примере  обычного  водопроводного  крана.  Да,  не  удивляйтесь,  именно  с  краном  чаще  всего  транзистор  и  сравнивают.


Поворачивая  ручку  крана,  Вы  открываете  его  и  задаете  нужную  Вам  скорость  течения  воды.  Точно  так  же  действует  и  транзистор,  только  открывают  его  не  ручкой,  а   простым  набором  сопротивлений,  который  называется  «делитель».  Называется  делитель  так  потому,  что  делит  напряжение,  в  которое  он  включен,  на  маленькие  ступеньки,  2-3  десятых  Вольта.  Именно  он  и  определяет,  насколько  широко  Вы  открываете  транзистор. 


При  нажатии  на  курок  пульта,  по  ступенькам  делителя  скользит  подвижный    контакт,  связанный  с  курком.  Изменяющееся  по  ступенькам  напряжение  с  этого  контакта,  передается  на  один  из  контактов  транзистора,  (он  называется  «база»)  и  транзистор  открывается.   Через  него  протекает  ток,  и  двигатель  начинает  работать.  Больше  или  меньше  напряжение  на  выходе  транзистора,  зависит  от  того,  по  какой  ступеньке  делителя  скользит  подвижный  контакт  курка.    

        
     С  работой  транзистора  разобрались.  Теперь  рассмотрим,  как  работает  делитель,  ведь  именно  с  его  помощью  производится  настройка  режима  работы  двигателя  модели.
 
     Чтобы  отрегулировать  начальное  напряжение  на  выходе  транзистора,  нужен  ещё  один  резистор  делителя.  Этот  резистор  переменный,    это  значит,  что  он  может  изменять  свое   сопротивление  в  зависимости  от  положения  его  ручки.  Назовем  его  «настройка  скорости».  Он  включается  перед  резистором,  по  которому  скользит  контакт  курка  и  задает  значение  напряжение  первой  ступеньке  делителя.   Как  только  Вы  нажали  на  курок  пульта,  скользящий  контакт  попадает  на  первую  ступеньку  делителя,   транзистор  открывается  на  ту  величину,  которая  задана  переменным  резистором  «настройка  скорости».  Таким  образом,  отрегулированы  обороты  двигателя  модели  на  входе  в  поворот,  разгон  начинается  именно  там.


Казалось  бы,  этого достаточно,  однако  некоторые  двигатели  моделей,  требуют  более  точной  настройки,  а  именно  оборотов,  мощности  и  вращающего  момента   двигателя  на  выходе  модели  из  поворота.  Для  этого  к  делителю  подключается  ещё  один  переменный  резистор, назовём  его  «чок».  Включается  он  после  делителя,  по  которому  скользит  подвижный  контакт  курка  и  задает  напряжение  на  последних  ступеньках  делителя.   Именно  это  значение  напряжения  и  определяет  поведение  модели  на  выходе  из  поворота.  Однако,  теперь  транзистор  не  откроется  на  максимум,  его  ограничит  значение  сопротивления  переменного  резистора  «чок».  На  прямой  модели  будет  явно  не  хватать  скорости.  Чтобы  избежать  этого,  в  пульте  стоит  реле  «турбо»  и   включится  оно  только  при  полностью  нажатом  курке  и  включенном  тумблере  в  цепи  его  питания.  На  трассах  с  большим  количеством  поворотов  и  короткими  прямыми,  ограничение  максимальной  скорости  модели  с  помощью  «чока»   даже  полезно  и  тумблер  «турбо»  можно  не  включать.

     Теперь представьте  себе,  как  эти  регулировки  можно  было  бы  осуществить  с  помощью  одного  реостата  применяемого  трассовиками  ещё  совсем  недавно.  Наверное,  это  было  бы  невозможно.