Какие бывают пульты ?

Современный  трассовый  моделизм (начиная  от середины  90 годов прошлого века) развивается  стремительно  и  касается  это  буквально всех  возможных  направлений,  начиная  от  двигателей  моделей,  заканчивая  методиками  проведения  тренировок  и  конфигурацией  трасс.  Плодом  этого  прогресса  во  всех  направлениях  стал  рост  скорости  моделей.  Естественно,  это  побудило конструкторов  задуматься  над  созданием  новых,  удобных  в  настройках  и  главное,  позволяющих  увеличить  скорость  модели,  систем  управления.  Давайте  же  поговорим  о  том,  какие  бывают  эти  самые  системы  управления,  что  было  в  руках  ведущих  гонщиков — трассовиков  5-7  лет  назад  и  что  сжимает  в  руках  современный  пилот.


     Ещё  несколько  лет  назад  электронный  пульт  был  для  многих  трассовиков  чем — то  очень  сложным,  непонятным  и  далеким.  У  всех  были  простые  «реостатные»  пульты,  регулировка  производилась  путем  перемещения  контактов  по  поверхности  проволочного  резистора,  довольно  громоздкой  детали,  которая  висела  на  проводе,  идущем  от  ручки  к  трассе.  Занимал  этот  процесс  много  времени, (2-3  секунды  в  гонке  катастрофически  много) и  практически  все  внимание  пилота.  Если  необходимо  было  ввести  какие то  поправки  в  настройки  пульта,  модель  приходилось  останавливать  и  заниматься  только  регулировками.  
Но  вот  прошло  несколько  лет  и  в  руках  гонщиков – трассовиков,  появились  малогабаритные  и  удобные  электронные  пульты.   Регулировать  модель  стало  возможно,  не  останавливая  её.  Не  нужно  стало  отвлекаться  на  перемещение  контактов  по  реостату,  а   достаточно  стало  поворачивать  ручку  переменного  резистора.  Поведение  модели  стало  заметно  отличаться  от  тех  моделей,  которые  управлялись  реостатными  пультами.


Так  в  чём  же  была  разница ? 
     Все  мы  прекрасно  знаем,  что  управлять  оборотами  двигателя  постоянного  тока  можно,  регулируя  как  ток,  протекающий  через  него,  так  и  напряжение.  Управление  по  току  считается  самым  простым  и  требует  применения  одного  мощного  резистора,  который  и  ограничивает  ток  двигателя.  Бесспорно,  это   просто  и  эффективно,  однако,  моделист  с  опытом  сразу  скажет  Вам,  что  этого  метода  управления  современным  трассовым  двигателем  явно  мало.


Дело  в  том  что,  используя  резистор  в  цепи  питания  двигателя,  мы  снижаем  ток,  но  практически  не  уменьшаем  напряжение  на  двигателе.  Обороты   двигателя  регулировать   таким  образом  можно,  но  всё  же  это  ещё  не  всё.  Применение  современных  сверх — оборотистых  и  сверх — мощных   двигателей,  требует  применения  и  сверх — тонкой  регулировки.  Здесь  просто  снизить  обороты  недостаточно,  необходимо  бороться  с  мощностью  и  вращающим  моментом.  Именно  эти  две  характеристики  двигателя  срывают  в  букс  колеса  модели  при  разгонах,  отравляя  жизнь  многим  хорошим  пилотам.   Бороться  с  ними  без  регулировки  напряжения  можно,  увеличивая  величину  регулируемого  сопротивления.  Только  вот  размеры  резистора  стали  расти,  температура  его  в  гонке  тоже.  Регулировать  большой  и  горячий  резистор  стало  очень  неудобно, да  и  характеристики  двигателей  требовали  более  тонкой  настройки.  Таким  образом,  перед  конструкторами  модельной  техники  стала  задача  создания  новой  системы  управления  моделью.  Решение  применить  транзисторную  регулировку  оборотами  двигателя  стало  революционным  в  трассовом  моделизме.


    К  настоящему  времени  многими  конструкторами  разработаны  несколько  видов  электронных  пультов.  Все  они  достаточно  просты  и  удобны.   Схема  этих  пультов  у  всех  практически  одна  и  та  же,  поскольку  все  используют  одинаковые  транзисторы. 


И  всё  же  нет  предела  совершенству,  и  уже  известны  образцы  пультов  с  широтно-импульсными  регуляторами  оборотов  двигателя.  Многие  моделисты  применяют  в  своих  пультах  стабилизаторы  и  настройки  модели  на  таких  пультах  сохраняются  неизменными,   даже  если  напряжение  на  трассе  в  течение  заезда  падает  на  1-2 Вольта.


    Современные  электронные  пульты  позволяют  настраивать  модель  с  любой  точностью  под  трассы  любой  конфигурации.   Двигатель с любыми характеристиками  может быть настроен  так,  как  удобно  спортсмену  и  бороться  со  сносом  ведущей  оси  модели  стало  очень  просто.  Достаточно  покрутить  ручку  переменного  резистора  на  пульте,  как  будто  регулируешь  громкость  приёмника.